Организация работы школьной предпринимательской компании

Тип статьи:
Авторская

Организация работы школьной предпринимательской компании как инновационная методика вовлечения обучающихсяв проектную деятельность

Школьная фирма (компания) – это объединение учащихся одной образовательной организации в своем учреждении с целью получения практических навыков по основам предпринимательства и управления, способствующая профессиональному самоопределению учащихся. Ведущей деятельностью в такой фирме является предпринимательская активность, выражающаяся в разработке собственной бизнес-идеи, продвижения новой идеи для рынка, разработка бизнес-плана и следование ему.

Вовлечение обучающихся в создание «Школьной фирмы» становится способом развития у них практических предпринимательских навыков, а предприниматели являются движущей силой современной экономики. Проектный подход подход предполагает вовлечение учащихся непосредственно в самостоятельную практическую деятельность и организацию работы предпринимательской компании.

Термин «Школьная предпринимательская компания», подразумевает, что учащиеся строят идею своего бизнеса на основе технологичного, нового продукта, которого еще нет на рынке, при этом являясь инженерами-предпринимателями.

В отличии от обычной школьной фирмы, основа работы школьной предпринимательской компании, строиться не только на знании правил предпринимательской деятельности и экономики, но и на знаниях в области физики, информатики, технологии, инженерии и т.п. А учащиеся продвигают свой продукт в так называемом «голубом океане» рынков НТИ, где у них нет прямых конкурентов, т.е. их изобретение, хоть и может иметь некоторые аналоги, все же существенно отличается и имеет больше шансов получить дальнейшее развитие.

Важно обучить школьников не только предпринимательству в стиле «купи подешевле – продай подороже», а именно внедрению в бизнес собственных идей, инженерных разработок и технологических решений. Ведь предприниматель будущего – это именно инженер-предприниматель. Поэтому особенное внимание предпринимательству уделяется в специализированных инженерных классах, помимо основных предметов и предметов технической направленности преподаются такие дисциплины как экономика, и предпринимательство.

Освоение программы предпринимательства возможно по принципу междисциплинарного обучения, а работа «Школьных фирм» может проходить в рамках проектной деятельности, включенной в учебный план как часть, формируемая образовательным учреждением. Кроме того, предлагаемая технология может быть реализована вне системы уроков, т.е. жестко заданных временных промежутков и объемов содержания, вне класса появляется возможность формирование проектного коллектива с разным жизненным опытом и предметными навыками, например, формирование команды с участниками из инженерных классов совместно с учениками с социально-экономическим профилем обучения, что позволит разнообразить набор компетенций, которыми обладают участники проектной команды.

При организации работы школьной предпринимательской компании, необходимо держать фокус на том, что она представляет собой реальное предприятие, а учащиеся работают в ней в качестве сотрудников. Хотя, к сожалению, приходиться констатировать, что в подготовке по предпринимательству учащихся в общеобразовательной школе доминируют знания, а не практика. Несмотря на это, учащиеся, члены школьной фирмы, приобретают практические навыки в поддерживании внешних деловых отношениях, поиске партнеров, которыми могут выступать различные реальные фирмы, технические и экономические ВУЗы, и прочие образовательные пространства.

Одной из главных проблем на пути работы школьной фирмы является то, что касается юридических отношений. Школьной фирме, как реальной компании крайне сложно существовать, т. к. ее организаторы – несовершеннолетние, а в нашем законодательстве отсутствует понятие школьной фирмы. Осуществлять легальную продажу, заключать договор от своего имени со сторонними организациями, получать доход, официально оплачивать труд сотрудников, с этими проблемами сталкивается каждая школьная фирма. Поэтому, сегодня условия деятельности школьных компаний могут быть различными и зависят от самой школы.

Проанализируем возможности для организации легальной деятельности школьных фирм:

— возможность зарегистрировать индивидуальное предпринимательство (ИП) с 16 лет, при согласии родителей. Но необходимо осознание всех возможных, и прежде всего, финансовых последствий, ведь необходимо будет открывать счет в банке, платить налоги и сборы, а это уже не игра или учеба.

— заключение договора о совместной деятельности школы и предпринимателя или действующей фирмы, как частно-государственное партнерство, таким образом будет возможность привлечь дополнительное финансирование – инвестиции.

— работа школьной фирмы напрямую на базе школы, например, агроклассы выращивают продукцию на пришкольном участке, или на уроках технологии, во внеурочной деятельности изготавливаются изделия на продажу, поэтому данный вид предпринимательской деятельности включается в Устав школы, освобождается от налогов на прибыль, если доход идет на развитие школы, а школьники получают заработную плату и работают по договору. Однако данная деятельность доступна только автономным образовательным учреждениям, т. к.в казенных учреждения все средства принадлежат учредителю, т. е. администрации района или поселения.

Организация деятельности школьной фирмы, начинается, прежде всего с формирования команды обучающихся, имеющих склонность к предпринимательской активности. При определении возраста учащихся, с которыми целесообразно вести работу по предпринимательской подготовке, необходимо ориентироваться на стремления и возможности личности учащихся, и на основы выбора будущей профессии учащимися, соответственно оптимальным считается возраст 14-19 лет. В общеобразовательных учреждениях это ученики 8-11 классов.

Признаком предпринимательской активности обучающегося 8-11 классов может служить интерес к предпринимательской сфере деятельности, положительное отношение к предпринимательству как к образу жизни и выбору профессии, желание развивать свой бизнес, способность изменять окружающее пространство за счет реализации новых возможностей.

Для того, чтобы организовать работу школьной фирмы в общеобразовательной организации, необходимо четко представлять этапы реализации предпринимательской деятельности школьной фирмы.

Этапы реализации предпринимательской деятельности школьной фирмы:

I этап — это выбор идеи фирмы. Свобода выбора предоставляется школьникам, она может быть основана как на простом производстве и продажи фирмой определенных товаров, которые учащиеся могут произвести самостоятельно – классическая модель бизнеса. Однако именно технологический, наукоемкий, инновационный бизнес-проект для выхода на рынки НТИ, входит в основу конкурентного преимущества школьной технологической компании. Главный ресурс фирмы – интеллектуальный капитал, а формат построения бизнеса мало отличается от принципов стартапа. Технологическому предпринимателю мало придумать идею, необходимо продумать технологию и описать весь производственный цикл, а уже после – коммерциализировать проект. Продолжительность этого этапа бывает разнообразной, некоторые учащиеся могут начать организацию фирмы с уже готовой идеей и лишь совершенствовать ее в процессе. Некоторые команды тратят на выбор идеи большое количество времени, иногда несколько месяцев и если идеи им не нравятся, все кажется скучным и неинтересным, то школьная компания может не получить свое развитие.

II этап — бизнес-планирование. Как уже было сказано выше, работу школьной фирмы необходимо начать именно с разработки пунктов бизнес плана, а именно: проанализировать целевую аудиторию, разработать маркетинговую стратегию и составить финансовый план на ближайшее время и т.д. Предпринимателю необходимо решить множество вопросов, связанных с реализацией его бизнес-идеи. Например, какие инвестиции необходимы, какие капитальные ресурсы нужно приобрести, чтобы начать работу. Какое помещение необходимо, и кто и на каких условиях его предоставит, где будут храниться материалы для производства и готовый продукт. Какие трудовые ресурсы необходимо подключить к работе и как будет выплачиваться заработная плата. Как рассчитать себестоимость товара и установить цену на товар и наладить сбыт. Все это описывается в бизнес-плане школьной фирмы.

III этап — начало работы и поиск первоначальных инвестиций. Для того, чтобы фирма начала реальную работу, необходимы первоначальные инвестиции на приобретения необходимых ресурсов. Для школьников, как и для многих начинающих ИП первоначальными инвестициями являются собственные накопления или помощь родственников и друзей, часть ресурсов так же может предоставить образовательная организация. Однако существуют и более современные и интересные поиски инвестиций. Во-первых, это поиск средств через размещение идеи на краудфандинговых платформах, однако в данном случае организаторам фирмы придется разделить свой доход с инвесторами. Второй способ, это получения грантового финансирования, например, на реализацию социально значимых бизнес-проектов. И третий способ — это победа в предпринимательских конкурсах, с наградой в виде денежного приза. Например, в таком конкурсе как SAGE – Школьники за продвижение глобального предпринимательства, за победу в международном кубке победитель получает 3000$ на развитие проекта. Или такой российский проект как Преактум, который проводится в 5 регионах нашей страны, в том числе в Новосибирской области, а приз за победу составляет 100 тыс. руб., и дает возможность побороться за главный приз в суперфинале 300 тыс. руб. Но для того, чтобы достигнуть результатов и побед в таком конкурсе, одной идеи недостаточно, участники школьной фирмы, по сути должны показать каких результатов в работе они уже добились, т.к. это не просто конкурс бизнес-планов, ввиду этого победу в предпринимательских конкурсах следует рассматривать как источник дополнительного финансирования при продвижении работы школьной фирмы.

IV этап – заключительный, преемственный. Важной особенностью работы школьной фирмы, является преемственность. Ведь реализация технологических проектов происходит зачастую не за один год, некоторые обучающиеся, которые были идейными вдохновителями, успевают вырасти и закончить школу, но подрастает молодое поколение, которое может воспользоваться имеющимися наработками и продолжить проект, вдохнуть в него новую жизнь принести в нее собственные идеи. Например, если фирма не была зарегистрирована как партнерство или ИП, то все ресурсы школьной фирмы, принадлежат школе, например, построенная «умная теплица» на участке школы или модель обучающего светофора. В этом случае следующему поколению учащихся предоставляется возможность использовать этот ресурс, но работу своей команды они учатся организовывать самостоятельно, начиная заново весь производственный цикл и развивая при этом собственные предпринимательские навыки.