«НАУКА ДЛЯ ДЕТЕЙ» Из опыта работы учителя биологии.

Тип статьи:
Авторская

«НАУКА ДЛЯ ДЕТЕЙ»

Из опыта работы учителя биологии

МАОУ «Экономический лицей»

Ястребкова Наталья Владимировна,

учитель биологии высшей квалификационной категории

Ребенок жалуется на то, что такой занимательный школьный предмет, как биология, — ему трудно дается, ему скучно или хуже того, не интересно, как следствие получает плохие оценки. Достаточно распространенная ситуация. Что же делать?

Учитель должен объяснять науку детям интересно и популярно, чтобы у ученика не пропало стремление к знаниям, чтобы ему не показалось что-то в этом объяснении пугающе сложным и даже непостижимым. К тому же дети, особенно младших классов, постоянно задают различные вопросы на самые разные темы. Каждый учитель биологии может дать ответы на вопросы, но всегда ли эти ответы содержат доступные объяснения и наглядные иллюстрации?

Система заданий к урокам биологии разрабатывается учителем на основе ФГОС, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, примерной программы основного общего и среднего общего образования по биологии, что отражается в рабочей программе учителя. Системообразующим фактором является развитие у школьников универсальных учебных действий, в частности умений анализировать представляемую информацию, выявлять причинно-следственные связи, строить умозаключения и формулировать высказывания. Применительно к предметным результатам учитель должен выстраивать систему заданий на формирование у учащихся причинно-следственных связей между уровнем организации живых организмов и их распространением на планете, между условиями неживой природы и разнообразием живых организмов, обитающих на данной территории, а также на поэтапное развитие у учащихся следующих биологических знаний: доказательств эволюции органического мира и ее результатов — многообразия живых организмов, приспособленных к конкретным условиям окружающей среды; основ систематики живых организмов; понимания роли человека в сохранении биологического разнообразия и собственного здоровья. Суммируя вышесказанное, мы знаем, что учителя биологи должны базировать свои уроки и систему заданий на принципах преемственности с опорой на знания, полученные в начальной школе, доступности и научности с предоставлением учащимся возможности расширения биологический знаний, систематичности с включением заданий на сопутствующее повторение.

Достаточно часто все это приводит к тому, что биология для многих — дремучий лес. Учащимся в него не то что входить — к нему приближаться не хочется. Потому что непонятно, а поэтому неинтересно и страшно. Но оказывается, если путешествовать по этим дебрям с загадками, задачками, творческими заданиями, такой подход окажется настоящим приключением. Обучение через приключение? Легко и увлекательно! Вместо банального объяснения и зубрежки фактов можно предложить ученикам поломать голову над загадками природы, для решения которых достаточно обычной логики, смекалки и немного здравого смысла. Учитель, как изобретатель, «подсмотревший» у природы ее «изобретения», должен использовать различные ресурсы, учить видеть мир системно, использовать противоречия, приемы и биологические эффекты, решать по аналогии, а также другие методы теории решения изобретательских задач, ненавязчиво встроенные и спрятанные.

Итак, какие задания нужно использовать на уроках биологии для продуктивного развития ума, тренировать навыки изобретательского и исследовательского мышления, креативных разминок учеников? Это исследовательские и изобретательские задачи, творческие и нестандартные, их также называют открытыми или жизненными. Жизненные задачи — это биологические задачи в чистом виде, ведь биология — это наука о живом! Жизненные задачи отличаются от тех, которые чаще всего используют учителя на уроках. У каждой задачи есть своя история и сюжет из жизни ученых и простых людей, животных или растений. Иногда в такой задаче может быть неполное условие, как в жизни, и тогда для решения нужно самостоятельно найти дополнительную информацию. Хочешь, не хочешь, а надо поискать информацию в энциклопедии или интернете.

Задачи, которые лучше всего использовать в групповой или парной работе могут иметь множество решений, и контрольный ответ не всегда самый лучший, самый удачный и красивый. Он может быть эффектным! Идея одного ученика, дает толчок к размышлению других. Соревнуясь в поиске таких решений ученики развивают мышление, учатся мыслить системно, логически. Где же взять такие задачи? На самом деле все просто — они появляются в ходе урока, рождаются у вас в голове, а также могут возникнуть из вопроса, который задал самый активный ученик. Существует множество полезных сборников, которые вобрали в себя очень много тех самых живых задач, также можно поискать в Интернете. [4]

Библиотека учителя биологии наполнена поурочными разработками к той или иной программе, но необходимо наполнить ее различными сборниками «занимательной биологии». Можно начать со сборников по биологии «Система заданий к каждому уроку» [2], но это скорее то, на чем в дальнейшем можно развивать свою коллекцию, некая база. Настольными книгами учителя для развития «коллекции интересных задач»должны быть такие книги как, «Школа креативного мышления» [3], «Творческая биология» [5]. Для учащихся постарше, 7-9 классы, добавляем что-нибудь «за рамками учебника», например, «Взламывая биологию» Тома Джексона [6], «50 идей о которых нужно знать» Дж. В. Шамари [7], а также сборники: «Живые системы» Ю.П. Киселева [8], Сборник задач и упражнений Е.Н. Демьянкова [9] и «Нескучная биология» П. Волцита [10]. Добавляем книги по занимательной биологии [11, 12] и «Биология за 30 секунд» [13]. Это лишь крупица того, чем можно воспользоваться и превратить свой в урок в нечто незабываемое, а самое главное урок — результат, потому что после звонка, ученик унесет в голове знание, которое добыл сам.

На уроках биологии можно «препарировать» главнейшие вопросы биологической науки, углубляясь в самые значимые теории и открытия, которые сформировали наше понимание окружающего мира. «Биология не похожа на физику. Чем больше мы узнаем, тем становится очевиднее, что одного объяснения, до которого нужно докопаться, не будет» (Стив Джонс).

Информационные источники:

1. Биология / Л.Д. Вайткене, А.Г. Лаворенко. — Москва: Изд-во АСТ, 2017. — 128 с.: ил. — (Как объяснить науку детям)

2. Биология. 5-6 классы. Система заданий к каждому уроку / авт.-сост. Н. Н. Пильникова. — Волгоград: Учитель. — 183 с.

3. Открытые задачи. БИОЛОГИЯ: сильное мышление через открытые задачи / Ирина Андржеевская. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2021. — 256 с.: ил. (Школа креативного мышления).

4. https://trizway.com/

5. Творческая биология. 509 классы: интересные факты, занимательные вопросы, интеллектуальные задания / авт.-сост. В. И. Круковер. — Волгоград: Учитель. — 67 с.

6. Взламывая биологию / Том Джексон; пер. с англ. И. Бородычёвой. — Москва: изд-во АСТ, 2019. — 224 с. — (Взламывая науку).

7. Биология. 50 идей, о которых нужно знать. — Пер.С англ. М. Александровой, Г. Александрова. — М.: Фантом Пресс, 2017. — 208 с.

8. Живые системы. 7-9 классы: учеб. Пособие для общеобразов. организаций / Ю.П. Кисилев, Д.С. Ямщикова; под ред. И.Ю. Алексашиной. — М.: Просвещение, 2020. — 224 с. — (Функциональная грамотность. Тренажёр).

9. Биология. Человек и его здоровье: 8-9 классы: сборник задач и упражнений: учебное пособие / Е.Н. Демьянков, А.Н. Соболев, С.В. Иванеско. — 2-е изд., стер. — Москва: Просвещение, 2022. — 192 с.: — ил.

10. Нескучная биология с задачами и решениями / Волцит Петр. — научно-популярное издание, книга серии «Русская школа». — Москва: Воскресный день, 2019. — 319 с.

11. Занимательная биология / Игорь Акимушкин. — Спб.: ООО «Торгово-издательский дом «Амфора», 2018. — 319 с. — (Серия «Популярная наука»).

12. Биология для тех, кто хочет понять и простить самку богомола / А.Л. Шляхов. — Москва: Издательство АСТ, 2020., — 352 с. (Наука на пальцах)

13. Биология / М. Феллоу, Н. Бэтти, Б. Клегг, Ф. Дэш, Г. Джи, Дж. Гиббинс, Т. Ричардсон, Т. Тэйлор, Ф. Дж. Уайт; (пер. с англ. М. Нижарадзе). — М.: РИПОЛ классик, 2017. — 160 с.: ил.