Концепция трагического в лирике А.Блока

Тип статьи:
Авторская

Концепция трагического в лирике А. Блока

(на примере системы «слово цвет звук» в цикле стихов «Снежная маска»)

В 1907 году Александр Блок так определил основное устремление своего творчества: «Из болота в жизнь, из лирики к трагедии». Эта необычайно ёмкая формула являет собой движение и внутри самой лирики поэта: от мистической созерцательности «Стихов о Прекрасной Даме» к стихам трагического переживания. И цикл стихов «С нежная маска», пожалуй, будет отправной точкой отсчёта трагического начала в лирике Блока. В этом цикле, едва ли не самом загадочном, трагично и понимание любви, и восприятие мира, в котором со старым светлым и молодым покончено, а новое ещё неизвестно. А несёт к этому будущему чёрной ночной дорогой в «среброснежных просторах» жуткая стихия злобная, завывающая, с «вихрями снежными над бездной» и «вьюгами темнокрылыми». «Снежная маска» имеет своеобразную поэтику, которая вызывает
ощущение траги чности, гибельности, мрачности. Какими способами это достигается? Только ли столь частым употреблением таких слов, как смерть (в данном цикле оно встречается 23 раза), гибель (5 раз), мертвец (7 раз), гроб (6 раз), крест (12 раз), кровь (14 раз), такими со четаниями, как «замогильный свет», «песни панихид», «синий призрак умершей любовницы» и подобных.
Нет, не только. Созданию такого настроения способствуют и цветовая гамма, и звуковое оформление, и своеобразное, можно сказать, музыкальное обрамление стихов, наличие определённых атрибутов гибели и т.п.

Читайте далее